Звонок бесплатный

8 (800) 301-42-20

Оставление места ДТП – статья 12.27.2 КоАП РФ

Оставление места дорожно-транспортного происшествия является одним из наиболее серьезных административных правонарушений в области дорожного движения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Данное правонарушение представляет повышенную общественную опасность, поскольку затрудняет установление обстоятельств ДТП, препятствует своевременному оказанию помощи пострадавшим и восстановлению нарушенных прав участников происшествия.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется активным действием - оставлением водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения РФ. Согласно данному пункту, при ДТП водитель обязан:

- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;

- включить аварийную сигнализацию;

- выставить знак аварийной остановки;

- не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

- принять все возможные меры для сохранения следов происшествия.

Особое значение имеет момент окончания правонарушения. Оно считается оконченным с момента фактического оставления места ДТП, независимо от расстояния, на которое удалился водитель, и времени его отсутствия. При этом последующее возвращение на место происшествия не исключает административной ответственности, но может быть учтено как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Место совершения правонарушения не имеет значения для квалификации. Ответственность наступает при оставлении места ДТП, произошедшего как на проезжей части дороги, так и на прилегающих территориях, включая дворы, парковки, территории АЗС и иные места, где осуществляется движение транспортных средств. Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой и разъяснениями Верховного Суда РФ.

Следует отметить, что состав правонарушения является формальным - для привлечения к ответственности не требуется наступления каких-либо последствий. Достаточно самого факта оставления места ДТП в нарушение установленных правил. При этом размер причиненного ущерба, наличие или отсутствие пострадавших (при условии, что их травмы не являются тяжкими) на квалификацию не влияют, но учитываются при назначении наказания.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, является физическое лицо - водитель транспортного средства, непосредственно участвовавший в дорожно-транспортном происшествии. При этом правовой статус водителя (собственник транспортного средства, лицо, управляющее им по доверенности, работник организации и т.д.) значения не имеет.

Важно подчеркнуть, что субъектом данного правонарушения может быть как виновник ДТП, так и водитель, который не виновен в его совершении. Законодательство возлагает обязанность оставаться на месте происшествия на всех его участников независимо от степени их вины в случившемся. Это обусловлено необходимостью полного и объективного установления всех обстоятельств происшествия.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется исключительно прямым умыслом. Водитель осознает противоправный характер своих действий по оставлению места ДТП и желает их совершить. При этом могут иметь место различные мотивы:

- желание избежать ответственности за совершенное ДТП;

- страх перед возможным наказанием;

- отсутствие времени на оформление происшествия;

- неправильная оценка серьезности происшествия;

- нежелание контактировать с другими участниками ДТП;

- нахождение в состоянии опьянения и боязнь его обнаружения.

Следует отметить, что мотивы совершения правонарушения не влияют на квалификацию деяния, но могут учитываться судом при назначении наказания. Особенно это касается случаев, когда водитель покидает место ДТП из-за незнания правил или неверной оценки ситуации.

Важным аспектом является вопрос о невиновном оставлении места ДТП. Такие ситуации возможны, например, когда водитель не осознает факт совершения ДТП (легкое касание при парковке, которое он не заметил) или когда существуют обстоятельства, исключающие возможность остаться на месте происшествия (угроза жизни и здоровью, необходимость оказания экстренной медицинской помощи и т.п.).

Оставление места ДТП с пострадавшими.

При квалификации деяния по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ необходимо учитывать ряд специфических особенностей, позволяющих отграничить данное правонарушение от смежных составов правонарушений и преступлений.

Первостепенное значение имеет отграничение административного правонарушения от уголовно наказуемого деяния. Водитель, покинувший место дорожного происшествия, повлекшего либо серьезные травмы, либо гибель человека, привлекается к уголовной ответственности. В таких ситуациях деяние классифицируется согласно конкретному пункту статьи 264 Уголовного кодекса РФ, где определяющим фактором выступает тяжесть причиненного вреда. Степень ответственности напрямую зависит от наступивших последствий автоаварии, с места которой скрылся виновник. Кроме того, в случае оставления пострадавшего в опасном для жизни состоянии возможна дополнительная квалификация по статье 125 УК РФ "Оставление в опасности".

Оставление места ДТП без пострадавших.

Статьей 12.27 КоАП РФ законодатель разделяет по сути один вид правонарушения на два, тем самым выделяя факт оставления места ДТП в отдельный состав. В частности, в соответствии с ч.1 ст.12.27 КоАП РФ водитель несет ответственность за невыполнение обязанностей, связанных с дорожно-транспортным происшествием:

- выставление специального знака (знак «треугольник»);

- не вызвал бригаду скорой помощи;

- неоказание первой помощи пострадавшим;

- не принял мер к отправлению пострадавших попутным транспортом;

- не остановился после ДТП (продолжение движения, при условии того, что водитель знает, что к примеру, задел другое транспортное средство);

- перемещает предметы на месте ДТП (переехал от места столкновения на определенное расстояние; пытается стереть следы экстренного торможения, и др.);

- после ДТП не включил аварийную сигнализацию.

В совокупности указанного логично пояснить, что большинство из указанных нарушений совершаются водителем неосознанно, по причине растерянности или невнимательности. В таком случае, инспектор ГИБДД, поняв, что выполненные действия не влекут за собой каких-либо негативных последствий, и, при отсутствии умысла со стороны водителя, может исключить состав административного правонарушения, и вынести водителю предупреждение.

В то же время, если речь идет об осознанном акте воздействия, либо сопровождающемся умышленными действиями, направленными на:

- сокрытие следов правонарушения;

- введение в заблуждение органы правопорядка относительно условий и обстоятельств ДТП;

- искажение картины произошедшего, либо иным образом влияние на происходящее с целью избежать ответственности,

то позиция сотрудника ГИБДД вряд ли будет такой гуманной.

К таким актам относится и тот случай, когда водитель скрылся с места ДТП.

Объектом указанного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, служат отношения, возникающие в сфере регулирования дорожного движения. Более предметное выражение имеет цель, которая направлена на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения безопасности их имущества.

Несмотря на то, что признаки «оставления места ДТП» давно уже сформированы:

- покидание места аварии, при явной возможности обнаружить как факт ДТП, так и его последствия (продолжение движения);

- покидание места ДТП пешым ходом. Водитель, обнаружив, что совершил столкновение, и видя, что автомобиль не может продолжить движения, покидает его, и скрывается с места аварии;

- совершение вышеуказанных действий, при отсутствии в действиях водителя признаков преступления,

споры относительно того, какие именно действия следует признавать таковыми продолжаются до сих пор.

К примеру, в практике нет единого мнения о следующих вопросах:

- на какое именно расстояние имеет право продолжить движение, при условии, что он уже знает, что совершил ДТП?

- относится ли действия водителя к указанному составу, если он, не выполнив действия по оказанию помощи, сам решил отвезти пострадавших в больницу?

- в каких случаях водитель имеет право на самостоятельные действия, при условии, что такие действия являются вынужденными?

Однако, в текущей ситуации такие вопросы решаются посредством исследования обстоятельств ДТП, а также его последствий.

Субъектом выступает лицо, которое обладает правом управления, в противном случае, применение санкций было бессмысленным. Важно знать, что оставление места ДТП, как правонарушение имеет равное распространение как на виновника ДТП, так и на невиновное лицо. То есть, даже, если вы на месте определили, что вины вашей в столкновении с другим автомобилем нет, не стоит прибегать к устной договоренности и прощать своего оппонента, поскольку на практике, договорившись, а также уехав с места ДТП, вы можете оказаться в непростой ситуации. Неопытные водители, осознавая, что правы по обстоятельствам ДТП, нередко соглашаются с виновником, поскольку им на месте могут быть предложены денежные средства, которые, по их мнению, в достаточной мере помогут компенсировать их временные и материальные затраты. Однако, получив предложенное денежное вознаграждение, они идут на поводу у нарушителя и покидают место происшествия первыми, в то время, как виновник вызывает на место ДТП полицию, и становится главным добросовестным очевидцем.    

При этом субъективная сторона деяния выражается как в прямом умысле, не сопровождаемом наступлением материальных последствий, так и в неосторожности (легкомыслии или небрежности). Для примера, лицо, в полной мере осознавая, что совершило ДТП, продолжает движения, поскольку полагает, что он за этим не следует никаких последствий, или другой случай, когда лицо при управлении ТС, совершает ДТП, но не заметило его совершения, хотя при достаточной осмотрительности и внимательности, имело возможность установить данный факт, так как обязано в силу Правил ПДД РФ обязано быть внимательным к подобным обстоятельствам. В последнем случае, такое возможно, если оно управляет крупно габаритным ТС.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.27 КоАП РФ формально не связана с наступлением каких-либо последствий в виде причинения вреда кому-либо из участников ДТП, поэтому само по себе отсутствие пострадавших не исключает факт правонарушения.

Также не имеет значения то, в каком именно месте происходит ДТП (на стоянке, парковке, дворе, и иных местах). Поэтому, вне зависимости от условий обязанность водителя – не покидать место ДТП, должна быть выполнена безоговорочно.

Между тем, не имеет значения, насколько существенны повреждения транспортных средств; незначительные сколы или царапины ЛКП служат безоговорочным доказательством ДТП и не отменяют вины водителей в рассматриваемом правонарушении.

Особого внимания заслуживают случаи оставления места ДТП на частных территориях:

Оставление места ДТП без пострадавших на парковке:

- действие статьи распространяется на любые парковки (открытые, закрытые, подземные);

- наличие камер видеонаблюдения не освобождает от обязанности остаться на месте;

- оставление записки с контактными данными не является надлежащим исполнением обязанностей водителя.

Оставление места ДТП без пострадавших во дворе:

- территория двора является зоной действия ПДД;

- все требования к оформлению ДТП сохраняются в полном объеме;

- наличие свидетелей не освобождает от обязанности остаться на месте происшествия.

Обстоятельства, исключающие ответственность за оставление места ДТП

Существенное значение имеют следующие обстоятельства, исключающие административную ответственность:

  1. Состояние крайней необходимости:

- необходимость оказания экстренной медицинской помощи;

- угроза жизни и здоровью водителя или пассажиров;

- предотвращение более тяжких последствий.

  1. Физическое или психическое принуждение:

- угроза применения насилия;

- реальная опасность для жизни и здоровья.

  1. Непреодолимая сила:

- природные явления;

- техногенные катастрофы;

- иные чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Исключительно судебные органы уполномочены рассматривать административные дела, предусмотренные второй частью статьи 12.27 КоАП РФ. Это обусловлено жесткостью возможных наказаний и потребностью тщательного анализа ситуации. Закон предлагает два варианта санкций: временное ограничение водительских прав (от двенадцати до восемнадцати месяцев) либо краткосрочное заключение под стражу (максимум пятнадцать дней). Принимая во внимание специфику нарушения, судья оценивает множество факторов: биографию нарушителя, его материальное состояние, а также условия, которые могут как усилить, так и ослабить степень административной ответственности.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за оставление места ДТП

Смягчающие обстоятельства, включают: самостоятельное возвращение виновника к месту автоаварии, деятельное содействие в расследовании инцидента, необходимость обеспечивать несовершеннолетних детей, а также совершение нарушения под влиянием аффекта или сложных жизненных обстоятельств. В свою очередь, вина усугубляется при: игнорировании требований представителей власти о прекращении нарушения, управлении транспортом в нетрезвом виде, неоднократном характере правонарушения или его совершении несколькими участниками.

В процессе доказывания по делам данной категории основными доказательствами выступают протокол об административном правонарушении, показания свидетелей и потерпевших, записи систем видеонаблюдения, материалы фото- и видеофиксации, протокол осмотра места происшествия и схема ДТП. При рассмотрении дела обязательному установлению подлежат факт участия лица в ДТП, факт оставления места происшествия, отсутствие обстоятельств, исключающих противоправность деяния, и виновность лица в совершении правонарушения.

Наказание за оставление места ДТП

Санкция, предусмотренная законодателем по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ носит альтернативный характер, и включает в себя два вида:

- лишение специального права (лишение права управления на определенный срок) на срок от одного года до полутора лет;

- административный арест до пятнадцати суток.

Какой именно вид наказания будет выбран зависит от:

- условий (обстоятельств) ДТП (совершено в состоянии алкогольного опьянения);

- последствий происшествия (существенность причинения вреда имуществу, факт нанесения вреда здоровью);

- характеризующих данных виновника (является злостным нарушителем в сфере регулирования дорожного движения);

- признания вины (раскаяния, заглаживания вины перед пострадавшим);

- иных обстоятельств (пришлось применять задержание, и др.), поэтому, необходимо хорошо знать, что при попадании в такую ситуацию, водителю необходимо выполнить ряд следующих действий:

- оказать любую помощь пострадавшим, в том числе и в тех случаях, если причинен вред здоровью;

- погасить на момент рассмотрения дела судом все имеющиеся нарушения;

- представить положительный характеризующий материал, а также сведения о том, что лишение права управления может повлечь за собой негативные последствия для вас и членов вашей семьи (потеря заработка, невозможность оказания помощи престарелым родственникам, и др.);

В настоящем, суды Москвы и Московской области, в большинстве случаев применяют именно лишение специального права.

Нельзя забывать, что Суд, рассматривая дело, может применить к виновнику только один из указанных видов наказания, поэтому, прежде чем, предпринимать какие-либо действия, Вы должны сами определиться какие последствия (арест или лишение) будут для вас наиболее неблагоприятными. В частности, некоторые виновники намеренно идут по пути ареста, так как это позволит им впоследствии сохранить права. И, главное, решение о наказании, в случае с оставлением места ДТП, будет приниматься только судом, поэтому не ищите повода «понравиться» сотрудникам ДПС, а сразу же готовьтесь к судебному процессу. Для этого, вам следует проконсультироваться с опытным юристом и продумать тактику своего поведения в ходе рассмотрения материалов дела. В частности, помощь и услуги юриста по делам, предусмотренным ст. 12.27 КоАП РФ необходима еще и потому, что особенности применения административного законодательства достаточно специфичны, требуют серьезных познаний практики и действующего законодательства.

Отдельное внимание следует уделить вопросам оценки собственного поведения. К примеру, нельзя исключать тот факт, что Вы, не могли убедиться в том, что ДТП совершено именно по вашей вине и покинули место ДТП, в то же время, другой водитель, утверждающий, что именно вы поцарапали его транспортное средство (или совершили наезд), настаивает на своей правоте. В таком случае, вас ждет административное производство. То есть, у вас появляется возможность опровергнуть позицию другого участника до момента передачи материалов такого производства в суд. Почему именно на этой стадии необходимо отстаивать свою правоту.

В частности, можно настоять на проведении трасалогической экспертизы, которая может подтвердить, или опровергнуть тот факт, согласно которому, столкновения между двумя автомобилями (наезда на пешехода) не было. Если не прибегнуть к экспертной процедуре сразу, а настаивать на проведении экспертизы уже в суде, можно потерять возможность получить от такой экспертизы необходимые результаты. И потом, суды крайне редко соглашаются с позицией потенциального виновника, если сотрудник полиции уже составил протокол и ходатайство о привлечении к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, а потому используют возможность больше склоняться к версии административного органа. В практике не мало случаев, когда суд, даже вынося определение о назначении экспертизы, сознательно искажает факты, излагая их в своем акте. 

К примеру, даже если вы не правы, не стоит сразу же давать признательные пояснения, и соглашаться с виной, необходимо потянуть время, и, убедившись в наличии определенных доказательств (ознакомиться с материалами дела), на стадии окончания административного производства заявить ходатайство о проведении указанного исследования. Если сотрудник полиции откажет в ей проведении, у вас будет возможность ходатайствовать о её проведении в суде, ссылаясь на то, что вам было отказано ранее. Это опять же позволит вам выиграть время, которое, как правило, позволяет «уничтожать» последствия ДТП (ремонт авто, продажа, и др.).

Более того, оценивая свое положение, не старайтесь предпринимать необдуманных шагов, подписывать документы, давать пояснения, и др., пока не удостоверитесь, что факт оставления места ДТП установлен (подтвержден) доподлинно.

В текущей практике, внимания заслуживает ситуация, когда водитель не мог на месте убедиться в том, что его действия стали причиной происшествия, при этом его маршрут движения сопровождается необходимостью преодоления большого расстояния. В этом случае крайне сложно будет получить доказательства того, что ваши действия носили «неслучайный» характер, поэтому рекомендуется устанавливать на своих ТС приборы видеоконтроля и хранить такую информацию подольше. В свою очередь, невозможность получения о вас или о вашем ТС информации может повлечь за собой прекращение административного производства по основаниям пропуска давности привлечения к ответственности.

Квалифицированная юридическая помощь при оставлении места ДТП необходима по следующим причинам:

  1. Комплексная защита прав и интересов. Автоюрист поможет:

- оценить перспективы дела и выработать эффективную стратегию защиты;

- собрать и правильно оформить необходимые доказательства;

- выявить процессуальные нарушения при составлении материалов дела;

- подготовить ходатайства и жалобы;

- представлять интересы в суде.

  1. Минимизация негативных последствий. Профессиональный защитник способен:

- обосновать наличие смягчающих обстоятельств;

- доказать отсутствие умысла на оставление места ДТП;

- собрать доказательства наличия уважительных причин покидания места происшествия;

- добиться назначения минимального наказания.

  1. Процессуальные преимущества:

- знание актуальной судебной практики;

- понимание тонкостей административного процесса;

- наличие опыта взаимодействия с правоохранительными органами;

- возможность оперативного реагирования на процессуальные действия.

  1. Экономия времени и ресурсов:

- автоюрист возьмет на себя подготовку всех необходимых документов;

- проконтролирует соблюдение процессуальных сроков;

- обеспечит своевременное представление доказательств;

- организует участие свидетелей в судебном заседании.

  1. Дополнительные возможности:

- консультирование по смежным правовым вопросам;

- помощь в урегулировании спора со вторым участником ДТП;

- содействие в получении материалов видеофиксации;

- взаимодействие со страховыми компаниями.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Татьяна Алексеевна онлайн

Кандидат юридических наук, правовой эксперт, судебный практик. Стаж 10 лет.

4.9

для Москвы и Московской области

У вас остались вопросы?

Если у вас остались вопросы, или вы хотите получить консультацию наших специалистов, по имеющейся проблеме, — напишите или позвоните нам и мы обязательно на них ответим. Наши специалисты всегда готовы помочь и ответить на интересующие вас вопросы. Будем рады видеть Вас в числе наших счастливых клиентов!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста

Евгений Анатольевич онлайн

Кандидат юридических наук, Правовой эксперт, судебный практик Стаж 15 лет.

4.7

Ответ в течение 5 минут

Индивидуальная консультация бесплатно

Профильные юристы с опытом более 10 лет

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста

Евгений Анатольевич онлайн

Кандидат юридических наук, Правовой эксперт, судебный практик Стаж 15 лет.

4.7

Автоюрист