Выезд на встречную полосу и движение по трамвайным путям ч.4. ст. 12.15. КоАП РФ
Передвижение водителями по различным участкам местности, в том числе и тех местах, где пролегают элементы совершенно иной (неавтомобильной) инфраструктуры – неизбежно, таковы особенности инфраструктурного устройства населенных пунктов, где, к примеру, пользуются общественным транспортом в виде трамваев.
В частности, нарушение требований ПДД РФ в части движения во встречном направлении, и в особенности если такое движение осуществляется по трамвайным путям являются одними из самых распространенных правонарушений в области дорожного движения, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления.
Законодательно состав административного правонарушения за такие действия выстроен по принципу прямого запрета, и не включает в себя возможность диспозитивного поведения для участника дорожного движения. В соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП РФ нарушение заключается в двух действиях: выезд на определенный участок проезжей части (полосу встречного движения) и движение по нему.
В данной связи, необходимо выделить составляющие (условия) совершения такого правонарушения, к которым в данном случае относятся:
- полоса встречного движения. Согласно п.1.2 ПДД РФ полоса движения – это участок местности, который обозначен специальной разметкой, либо не имеет таковой, но располагает шириной, позволяющей осуществлять движение в один ряд. В соответствии с п.1.3 Правил в России автомобильное движение осуществляется только по правой полосе, следовательно левая полоса, при условии её выделения с помощью специальной разметки, относится к встречной.
- фактор движения. Состав правонарушения будет образовываться только при условии движения транспортного средства по встречной полосе. К примеру, нельзя признавать наличие состава правонарушения, если водитель осуществил только выезд и остановился. Конечно, в текущей практике нет единого мнения насколько движение по встречной полосе или выезд и остановка на ней могут иметь различное значение. Именно по этой причине правоприменение идет по пути признания необходимости такого движения. То есть, если у водителя не было объективной необходимости двигаться по встречной полосе, значит такое движение незаконно. В данном случае, фактор движения одновременно образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 КоАП РФ, а также определяет границы данного правонарушения отличия его от других схожих с ним по составу.
- выезд и движение по встречной полосе движения не являются следствием объезда препятствия. То есть, выезд на встречную полосу не должен быть вызван какими-либо иными препятствиями, а само движение не должно зависеть от размеров конкретного транспортного средства.
Объективную сторону указанного правонарушения образует сознательное нарушение следующих требований:
- нельзя осуществлять выезд и движение по встречной полосе, за исключением случаев, установленных законом (крайняя необходимость);
- нельзя производить выезд и движение во встречном направлении по трамвайным путям.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 КоАП РФ выступают: в общем выражении - правопорядок и законность в области дорожного движения, в более предметном – общественные отношения, затрагивающие аспект регулирования дорожного движения в РФ.
Между тем, субъективная сторона такого правонарушения (ст. 2.2. КоАП РФ), в зависимости от обстоятельств его совершения, выражается в том, что лицо, обязанное соблюдать установленные правила дорожного движения сознательно уклоняется от такой обязанности (прямой умысел), либо, вследствие небрежности (не предвидел, но при достаточной внимательности и осмотрительности, обязан был предвидеть) не смогло соблюсти эти самые требования, хотя и при достаточной внимательности или осмотрительности, могла бы их избежать.
В целом, лицо, в действиях которого будут установлены факты выезда и движения смогут избежать ответственности только при условии наличия объективной необходимости, одним из которых является препятствие на дороге. Аналогично дело обстоит с ситуацией движения по трамвайным путям.
Учитывая, что действия, совершаемые при выезде и соответственно движении по встречной полосе движения, могут иметь крайне негативные последствия, то есть, заведомо считаться опасными, как для самого водителя, так и для иных участников дорожного движения, санкция за такое действие включает в себя и лишение права управления транспортным средством на определенный срок.
Таким образом вид наказания за указанное правонарушение носит альтернативный характер: административный штраф или лишение права управления транспортным средством на определенный срок. Применять оба наказания одновременно по одному и тому же нарушению не допускается. Следовательно, установив факт нарушения сотрудник полиции может принять одно из двух решений:
- наложение штрафа;
- направление материалов в суд (для решения вопроса о лишении права управления ТС на определенный срок)
То есть, сотрудник полиции, зафиксировав такое правонарушение, может опять же исходя из требований, предъявляемых к водителю и условиях совершения административного правонарушения, не направлять материал в суд. Или, если только должностное лицо ГИБДД РФ не имеет права принимать решение по допущенному нарушению, в силу тяжести совершенного, тогда он направляет материалы административного производства в суд – для принятия соответствующего решения.
Необходимо понимать, что к причинам направления материалов именно в суд можно отнести следующие факторы:
- нарушитель ранее привлекался к административной ответственности и имеет непогашенные наказания (штрафы, лишение, и др.);
- нарушитель является злостным нарушителем, при этом характер уже совершенных административных правонарушений не обязательно должен носить аналогичный характер. Именно по этой причине, если речь идет о возможном лишении, а закон позволяет не делать этого, нужно сразу же оплатить все имеющиеся задолженности по уже имеющимся наказаниям. Оплачивая штрафы через государственные услуги, или на сайте ГИБДД РФ, необходимо скачать затем отчетный документ и ходатайствовать о его приобщении к материалам административного производства.
Между тем, по практике, водитель, попавшийся на нарушении требований ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, не обязательно должен быть лишен права управления. Однако, вероятнее всего, такие последствия наступят обязательно при выявлении следующих факторов:
- вследствие нарушения был причинен вред здоровью;
- последствием нарушения стало причинение имущественного вреда;
- водитель находился в состоянии опьянения;
- нарушение было совершено повторно. То есть, ранее лицо, уже привлекалось по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Что не маловажно, прежде чем сотрудник полиции примет соответствующее решение, он обязан убедиться в периодичности совершения уже имеющихся правонарушений, или оценить их тяжесть, а также обстоятельства при которых данные правонарушения были выявлены. При этом, даже если он сочтет достаточными имеющиеся основания для направления материала административного производства, а это косвенно будет говорить о том, что скорее всего к водителю будет применена самая жесткая мера, суд может дать самостоятельную оценку обстоятельствам правонарушения и применить более мягкую меру (штраф).
Аналогичная логика будет действовать, при условии, что санкция, которая прописана в ч.4 статьи 12.15 КоАП РФ носит диспозитивный характер - «от и до». В этом случае суды, принимая решения, в первую очередь, обращают внимание на наличие у водителя-нарушителя иных непогашенных (неоплаченных) штрафов. Поэтому, если у вас такие неоплаченные штрафы имеются, то срок наказания (лишения) будет максимальным. Немаловажным фактором будет выступать и то, что именно способствовало совершению правонарушения: умышленное игнорирование требований ПДД РФ, либо небрежность.
Субъектом правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ выступает как водитель, так и собственник транспортного средства (физическое лицо). Если правонарушение будет зафиксировано специальными средствами, то собственнику необходимо будет доказывать, что за рулем в данный момент находилось иное лицо. Это обусловлено тем, что указанные правонарушения все чаще фиксируются видеокамерами и иной техникой.
Повторный выезд на встречную полосу либо трамвайные пути ч.5 ст. 12.15. КоАП РФ
В административном законодательстве, регулирующем аспекты безопасности дорожного движения действуют нормы, предусматривающие усиление ответственности, если участник дорожного движения совершает правонарушение повторно.
Признак повторности предусмотрен и ст.12.15 КоАП РФ (ч.5), в соответствии с которой, повторное (многократное) совершение действий, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, выразившихся в выезде и движении по полосе встречного движения (трамвайным путям) запрещено.
Между тем, повторность – это условие, определяемое законом, образование которого зависит от следующего:
- наличие действующего (непогашенного или неисполненного) наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.15. КоАП РФ;
- собственно, сам факт юридической фиксации нарушения, также предусмотренного ст. 12.15 КоАП РФ.
Такое разделение на условия необходимо, чтобы понимать следующее. Если в момент фиксации совершения нового (повторного) правонарушения предыдущее нарушение (наказание) еще не утратило свою силу, то ответственность по ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ неизбежна.
Таким образом, положения ст. 12.15 КоАП РФ затрагивают ситуации, когда лицо, управляющее транспортным средством, не выполняет требования Правил в части соблюдения законных требований сотрудника полиции, а также учета световых запрещающих сигналов светофора.
В судебной практике, по ст. 12.15 КоАП РФ, встречаются различные случаи, которым на наш взгляд стоит уделить пристальное внимание.
В первую очередь, это конечно же ситуация с применением к нарушителю меры наказания. Не ждите, пока в материалах административного производства сформируются сведения о вас как о злостном нарушителе, поэтому, как только вам стало известно о возможных санкциях, сразу же принимайте меры к оплате уже имеющихся штрафов.
Во-вторых, не стоит воспринимать позицию органа полиции как единственно верную, если вы не согласны с фактом выявления нарушения. В этом случае следует не признавать факт правонарушения, а указывать на то, что вас к выезду на встречную полосу движения подтолкнули обстоятельства, иное транспортное средство, или какое-либо препятствие.
Кроме этого, если вы полагаете, что сотрудники полиции действуют в нарушение закона, следует внести замечания в протокол, составить мотивированную жалобу, и в последствии (в процессе формирования административного материала) ходатайствовать и проведении независимого исследования.
Таким образом можно выиграть время, которое определено для привлечения гражданина к ответственности, а также определить действительность технической исправности прибора. Дело в том, что на практике не мало случаев, когда сертификаты радаров носят подложный характер.
И наконец, в-третьих, при судебном рассмотрении учитывается фактор вины (неосторожность или умысел). Как правило это подтверждается обстоятельствами совершения правонарушения, поэтому необходимо, перед тем как выстраивать свою позицию, внимательно исследовать доказательства. Опытные водители знают, что при отсутствии таковых и объяснения являются достаточными.
Помощь и услуги юриста по делам, предусмотренным ст. 12.5 КоАП РФ. Административное производство является одним из самых сложных с точки зрения учета всевозможных процессуальных нюансов, а также с точки зрения того, что здесь гражданину или юридическому лицу противостоит государство. Предоставит полную развернутую бесплатную консультацию по нарушению и расскажет, как можно избежать лишения прав именно по вашему делу.
1) окажет помощь при предоставлении вам материалов проверки;
2) в административной практике действует ряд принципов, в том числе и тех, что позволяют водителю не спешить с позицией по делу, что опять же позволяет выиграть время и прибегнуть к помощи профессионалов – юристов. Именно юрист, обладая специальными познаниями сможет дать вам ответ, какую именно позицию следует выбрать в суде, а также не позволит внести коррективы в материалы административного производства.
3) составит мотивированное ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет проверки соответствия используемых сотрудниками полиции приборов фиксации.
4) возьмет на себя риски за результат, а также полностью сэкономит ваше время (одно дело проходит в пять, шесть заседаний), как в части представления на суде, так и в той части, насколько ваше социальное и материальное положение позволяет вам самим вести дела.
для Москвы и Московской области
У вас остались вопросы?
Если у вас остались вопросы, или вы хотите получить консультацию наших специалистов, по имеющейся проблеме, — напишите или позвоните нам и мы обязательно на них ответим. Наши специалисты всегда готовы помочь и ответить на интересующие вас вопросы. Будем рады видеть Вас в числе наших счастливых клиентов!
Ответ в течение 5 минут
Индивидуальная консультация бесплатно
Профильные юристы с опытом более 10 лет