Звонок бесплатный

8 (800) 301-42-20

Административные правонарушения

Несмотря на то, что понятие административного правонарушения дано только в КоАП РФ (ст.2.1), нельзя отрицать тот факт, что не только данным источником регулируются основы его образования и оценки. Дело в том, что в соответствии с Конституцией РФ сфера административно-правового регулирования – это сфера деятельности достаточно большого количества государственных и муниципальных органов, и предусмотреть все возможные варианты нарушения основ общественного порядка, придавая им попутно статус нарушений федерального значения, просто невозможно. Именно по этой причине, во всех регионах России приняты и действуют так называемые свои «административные кодексы», где понятие административное правонарушение имеет схожее с федеральным, однако же обособленное в правовом смысле, значение. Вместе с тем, согласно ст. 2.1. КоАП РФ к административным правонарушениям относятся виновные противоправные деяния, совершенные не только физическим, но и юридическими лицами, и за совершение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.

Виды административных правонарушений

Для удобства определения того или иного вида административного правонарушения, достаточно обратить внимание на структуру КоАП РФ, где подразделение на такие виды произведены путем разделения по главам. К примеру, для того, чтобы идентифицировать правильно то нарушение, которое допустили вы, вам необходимо ознакомиться с содержанием (названием) глав. В то же время, нельзя сходу понять, какое именно правонарушение в вашем случае необходимо давать оценку, поскольку такую оценку может дать только профессиональный юрист. Тем не менее, по общему принципу оценки (в зависимости от предмета и методов правового регулирования) административное законодательство выделяет следующие виды правонарушений:

  • правонарушения, направленные против действующего порядка управления (или «против власти»); Данный вид правонарушения затрагивает такой объекте как государственная и муниципальная власть. При этом не имеет принципиального значения, кто именно является целью противоправного поведения: должностное лицо, государственное сооружение, абстрактный объект (гимн, флаг, герб) или это право государства на выполнение определенных функций. В любом случае это относится к объекту правовой защиты.
  • правонарушения, цель которых имущественный интерес. В логике обывательской оценки действий правонарушителя мы нередко находим сразу же состав преступления, в то время, как административное законодательство, если проводить аналогию с уголовным, крайне схоже по своим принципам оценки и признания того или иного поведения противоправным за тем лишь исключением, административные правонарушения не несут общественно опасных последствий. Это условность, которая разделяет уголовное правонарушение от административного уже долгое время. Поэтому, равно как и в УК РФ в КоАП РФ есть составы (виды) правонарушений, направленных против прав собственности (мелкое хищение, умышленное повреждение имущества, и др).
  • правонарушения, затрагивающие такой аспект как права и свободы гражданина и человека. Права человека, в силу их принципиальной конституционной значительности (ст.2 Конституции РФ), привнесли с собой в административное законодательство ряд важнейших социальных позиций, позволяющих защищать права и свободы надлежащим образом и том случае, если их нарушение (попирание носит незначительный характер).
  • нарушений против основ общественного порядка. К таковым можно отнести мелкое хулиганство, потребление наркотических средств, ненадлежащее поведение в общественных местах, и др.
  • правонарушения, связанные с защитой экологии и окружающей среды. Экологическая безопасность - важнейший аспект правового регулирования, в особенности если речь о ресурсах, которые находятся в совместном ведении с регионами. Поэтому вполне логично, что данный вид выделен, и регулируется не только положениями федерального законодательства, но и законодательством субъектов РФ.

Производство по делам об административных правонарушениях

Сущность административного судопроизводства заключается в том, чтобы дать оценку действиям (бездействию) физического или юридического лица, и на основании принципов оценки имеющихся сведений (доказательств), установленных нормами административного права, вынести соответствующее решение. Несмотря на то, что административное производство, по своим параметрам, несколько схоже с иными началами различных видов судопроизводств, также делится на стадии: возбуждение дела (производства), рассмотрение дела, обжалование решения по делу и его вступление в силу, порядок организации и реализации производства по делам об административных правонарушениях достаточно сложен и требует специальных познаний. Именно по этой причине его полное (предметное) раскрытие и уточнение всех процессуальных нюансов отражено в отдельном акте – Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). В силу действия которого административное производство вправе осуществлять разнообразные субъекты: суды, должностные лица, специально функционирующие органы, и др. Полный список лиц, уполномоченных вести административное производство указан в главе 23 Ко АП РФ. Что же касается самого порядка производства, то он начинается с предварительной оценки, которая дается лицом, уполномоченным производить фиксацию правонарушений. К примеру, если речь идет о нарушении правил дорожного движения, то их выявлением занимаются специальные органы государственной автоинспекции – ГИБДД РФ. Затем, если того требуют обстоятельства назначается и проводится административное расследование (оно же производство в начальной стадии). По окончании расследования (разбирательства) должностное лицо выносит решение о принятии мер административного характера, или, если принятие решения не входит в его компетенцию, передает материалы административного производства в соответствующий орган. Производство по всем делам открытое и граждане, а также юридические лица вправе принимать активное участие в разрешении конкретных дел. Исключение составляют только те случаи, когда может быть разглашена служебная, военная или медицинская тайна.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Главой 25 КоАП РФ установлены лица, принимающие или имеющие право принимать участие в производстве по делам об административных правонарушениях. К их числу относятся:

  1. Лицо, в отношении которого инициировано административное разбирательство
  2. Потерпевший (лицо, которому действия потенциального правонарушителя был причинен вред)
  3. Законные представители физического лица (пр., родители несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности, либо лица, которое по своему психо-физическому развитию не способно самостоятельно осуществлять свою защиту). К таковым могут быть отнесены не только биологические родители, но и опекуны, а также попечители
  4. Представители юридического лица (юристы, директор)
  5. Защитник и представитель. Вне зависимости от статуса и правовой относимости лица, которое подвергается применению административных санкций, последние имеют право пользоваться услугами защитника (представителя по доверенности) или адвоката. Учитывая все-таки очевидную сложность в оценке некоторых составов административных правонарушений, прибегать к услугам указанных лиц скорее логичнее и разумней
  6. Свидетель. Статус данного лица отражен в различных видах производства, и в силу своего процессуального значения является очевидцем определенных событий, о которых может дать правдивые показания. Отличие лишь в том, что при даче ложных показаний он будет привлечен не к уголовной ответственности, а к административной
  7. Понятой. В ряде случаев ведения административного производства участие понятых является обязательным (ст. 28.1.1 КоАП РФ)
  8. Специалист или Эксперт. Специальные познания являются одним из важнейших источников доказательственного значения во многих отраслях, административное производство не исключение. В частности, если должностному лицу, осуществляющему производство по административному делу о ДТП, необходимо получить сведения, касающиеся состояния тормозной системы в момент наезда на пешехода, без указанных лиц ему просто не обойтись
  9. Переводчик. Как правило, в ходе производства по делу виновник происшествия дает пояснения. В случае, если его согласие на предоставление таких пояснений получено, должностному лицу, осуществляющему отбор объяснений необходимо убедиться в том, что такое лицо может давать показания на русском языке, и, если не может, ему необходимо предоставлять переводчика. Пояснения, полученные от гражданина другой страны, могут признаны недействительными, если в последствии будет установлено, что он не владеет русским языком, но был опрошен на нем без присутствия переводчика
  10. Прокурор. Представители прокураты вправе возбуждать и проводить административное расследование, но они лишены возможности принимать самостоятельные решения о наказании виновных. То есть, в случае, если прокурор обнаружит признаки того или иного административного правонарушения, он проводит расследование, и по его окончании направляет материалы административного производства в орган, который вправе принимать окончательное решение

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Стадия административного производства – это самостоятельное звено цепи административного процесса, созданное для упорядочивания регулирования наказания виновных, путем установления специального алгоритма действий для участников такого процесса. У административного производства четыре основных стадии:

  • Возбуждение производства. Указанная стадия крайне важна, поскольку она не просто определяет начало административного процесса, но и является отправной точкой для правильности определения таких процессуальных аспектов, как: сроки, правомочия участников, обязанности, права на защиту, и др. При этом, на наш взгляд, не имеет принципиального значения - о чем именно идет речь: административном расследовании или административном производстве. Главное, что на данной стадии у участников образуются права и обязанности: давать пояснения, принимать участие в определенных действиях, обращаться за помощью к юристам (представителям) и т.д.
  • Рассмотрение дела. Указанная стадия относится к основным и именно на этом этапе административном производства осуществляется разбирательство. Эта стадия сопровождается наибольшим влиянием со стороны должностных лиц, а также характеризуется сбором доказательств и их оценкой. Именно по окончании рассмотрения дела (по итогу рассмотрения) выносится процессуальный акт, в котором делается вывод о виновности или невиновности лица.
  • Вынесение решения. В зависимости от обстоятельств, а также условий, определяемых законом, порядка рассмотрения дела, такое решение может быть вынесено в конкретные сроки. Вынесение решение ограничивает возможности субъектов отношений с точки зрения их процессуальных возможностей в ходе рассмотрения, но открывает перед ними иные возможности (обжалование решения, принесение протеста, и др.).
  • Обжалование решения. Не стоит забывать, что вопрос установления истины по делу может быть долгим. Чаще всего это обусловлено тем, что органы и должностные лица стараются всячески упростить вопросы оценки поведения виновных. В практике огромное количество случаев, когда гражданин или организация, стараясь доказать свою правоту, становятся жертвами ненадлежащей оценки обстоятельств, либо, что также не редкость – вынесения заведомо несправедливых решений. Это специфика административного производства, поэтому не стоит забывать о праве на обжалование, и пользоваться им максимально эффективно.

Прекращение производства по делам об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ прекращение производства по указанному типу делу осуществляется по следующим основаниям:

  1. если событие правонарушения не удалось установить
  2. в действиях лица отсутствует состав административного правонарушения
  3. если будет установлено, что виновность лица вызвана его действиями, но они выполнялись по причине крайней необходимости
  4. в соответствии с актом амнистии
  5. если закон, регулирующий установление административной ответственности изменен, а ранее имевшее место административное правонарушение больше к таковым в силу изменений не относится
  6. нарушение или истечение срока давности по правонарушению
  7. гибель нарушителя
  8. юридическое лицо, в отношении которого было инициировано административное производство, ликвидировано в установленном законом порядке
  9. если лицо, привлекаемое к ответственности, не достигло определенного возраста.

Помощь и услуги юриста по административным делам

Административное производство является одним из самых сложных с точки зрения учета всевозможных процессуальных нюансов, а также с точки зрения того, что здесь гражданину или юридическому лицу противостоит государство. Именно поэтому, когда речь идет о привлечении к административной ответственности, следует обращаться за юридической помощь. Дело в том, что административное законодательство не исключает применения к виновнику иных мер, в том числе и материального характер поэтому именно о разрешения административного зависит очень многое. Юрист поможет вам в первую очередь тем, что определит ваши риски в таком споре, попутно укажет на перспективы его разрешения и, при условии, что ваша позиция слаба, объяснит почему именно следует прибегнуть к процедуре мирового соглашения. Также, юрист поможет вам грамотно составить возражение на административный иск, или выбрать позицию, если вы выступаете в качестве ответчика или нарушителя. В случае необходимости участия, юридическая помощь будет оказана и в суде. Более того, нельзя недооценивать силу юридической помощи по причине того, что в ей основу заложены многочисленные познания о судебной практике и логике принятия судебных решений.