Звонок бесплатный

8 (800) 301-42-20

Медицинские споры

К медицинским спорам, как правило, относят разногласия, возникшие между гражданами и организациями, оказывающими (предоставляющими) медицинские услуги на фоне реализации конституционных прав о сохранности жизни (ст. 20 Конституции РФ) и о качестве оказываемых услуг в сфере здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ). В частности, речь идет о том, что каждому в нашей стране гарантируется предоставление медицинской помощи на безвозмездной основе. Коме этого, в нашей стране допускается создание частной системы здравоохранения, контроль за действием которой возлагается на государственные и муниципальные органы. 

Из чего следует, что предметом таких разногласий является качество оказываемых услуг со стороны организаций и предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения, а также действия государственных и муниципальных органов, контролирующих их деятельность. 

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Как уж было сказано выше, право на охрану жизни и здоровья, а также на качественную медицинскую помощь декларируется Конституцией РФ, и в этом смысле государство обязано предпринимать все возможные меры, что указанные в Основном законе страны требования были воплощены на практике. 

Безусловно, что аспект оказания помощи или сохранности здоровья регулируется не только Конституцией, но и иными источниками, поэтому необходимо понимать, что: объем, вид, а также степень оказания медицинской услуги зависит от того, какое именно социально-правовое положение гражданин занимает в обществе. К примеру, если речь идет о военнослужащих, то их право на обязательную медицинскую помощь достаточно широко по сравнению с тем, что имеют штатские. Порядок предоставления медицинской помощи указанной категории предоставляется в порядке, предусмотренном законом «О статусе военнослужащего», где среди прочего указано, что указанный вид обслуживания предоставляется бесплатно не только во время прохождения военной службы, но и после её окончания.

В некоторой степени порядок (право на приобретение) предоставления таких услуг регулируется и региональными нормативными актами. К примеру, в столичном регионе введен в действие Закон г. Москвы от 17.03.2010 N 7 «Об охране здоровья в городе Москве», которым права москвичей в этой части более конкретизированы. К примеру, данным актом предусмотрено не только указание на то, что москвичи обладают правом обращения за медицинской услугой в конкретные лечебные учреждения, но и то, что у них есть льготы, действующие в рамках отдельных региональных программ, им доступны некоторые виды услуг, которые не предоставляются в рамках федеральных проектов. Кроме этого, в силу эффективности реализации указанного конституционного права, гражданам гарантируется: доступ к санаторно-курортным мерам; бесплатное диагностическое обследование отдельных категорий (несовершеннолетних и пожилых); консультирование, предоставление специальной информации, и многое другое. Другим словами, право на медицинскую помощь берет свое начало в Конституции РФ, регулируется различными источниками, и представляет из себя комплекс мер обслуживания граждан, направленных на сохранность и защиту их жизни и здоровья.

 

Виды медицинских споров: споры с медучреждениями и непосредственно с медперсоналом

Юридические споры вокруг оказания медицинских услуг относятся к одним из самых сложных. Причина этого в том, что специфика оказания таких услуг крайне специфична и разнообразна, что не подвержена какой–либо универсальной оценке. К примеру, оценка действий (бездействий) руководителя (административного работника) медицинского учреждения в плане оказания некачественной услуги подразумевает одно, если речь идет о действиях такого работника как врача (при назначении лечения, проведении операции) то это уже другой вопрос. Нередко, что такие действия могут носит смешанный характер. Так или иначе, но разновидность медицинских споров делится на: 

1) Споры, связанные с деятельностью медицинских организаций, или органов их представляющих (некачественность оказанной услуги). Здесь обязательно направление претензии. В случае обнаружения врачебной ошибки при предоставлении медицинской помощи, предоставленной в рамках ОМС, то претензию можно направить либо в само учреждение, либо в орган, в ведении которое такое учреждение находится (к примеру, территориальный орган Росздравнадзора по г. Москве и Московской области).

К таковым можно отнести: 

- оказание помощи ненадлежащим образом, либо намеренное введение в заблуждение относительно свойств услуги или личного состояния больного;

- несоблюдение условий соглашения, заключенного сторонами на оказание медицинской услуги. Сегодня в практике не мало случаев, когда пострадавший должным образом не ознакомившись с договором, несёт потом бремя лишних трат и расходов, связанных с оказанием медицинской услуги. Поэтому, данная административная линия уже давно стала предметом не только судебных споров, но и ряда уголовных разбирательств;

- нарушение врачебной тайны. Это аспект крайне значителен, в особенности если речь идет о том, что сведения о больном или его лечении могут навредить его репутации, или каким-либо иным образом смогут негативно повлиять не его положении в обществе;

- внесение недостоверной информации о состоянии больного или здорового человека. В судебной практике не мало случаев, когда граждане, обращаясь за предоставлением медицинской услуги, получали на руки документ из которого следовало, что их личное состояние здоровья в значительной степени влияет на перспективу их личной и служебной реализации. При этом, при обращении в другую медицинскую организацию за аналогичной услугой, ему может быть предоставлена уже иная информация. В таком случае, если предоставленная организацией информация, при условии, что она играет важное значение в его жизни (получение прав, призыв в армию, поступление в военное училище, и др.) была ошибочной, гражданин имеет полное право вступить с такой организацией в спор.   

2) Споры, связанные с деятельностью по врачебной практике: 

- умышленное причинение вреда в ходе оказания медицинской услуги. К таковой следует отнести распространенные случаи причинения вреда здоровью не только во время проведения операций, а также назначении лечения, но и при постановке диагноза. В целом, вывод о том, что действия врача привели к причинению вреда здоровью, основывается на причинах и следствиях, где в большей степени учитывается уровень профессиональности и специализации конкретного работника. К примеру, нельзя обвинить медицинскую сестру в том, что именно под её надсмотром (уходом) был причинен вред, если назначение конкретных препаратов в её функции не входит – это степень ответственности врача;

- отказ в предоставлении медицинской помощи, в том числе и в тех случаях, когда врач или медицинский работник находились при исполнении обязанностей;

- причинение морального вреда, вследствие неправильности назначенного лечения (причинение страданий, которые в последствии привели к психологической зависимости или неустойчивости пациента);

- оказание услуги ненадлежащего качества по причине проявления личной халатности либо иного недобросовестного поведения со стороны врачей или обслуживающего персонала;

- вымогательство денежных средств за услуги безвозмездного характера. Сюда же можно отнести и склонение к платной услуге, при условии возможности оказания бесплатной. Это связано с тем, что пациент, старающийся крайне быстро восстановить свое здоровье, уже находится в определенной психологической зависимости от мнения врача. Последний в свою очередь, хорошо осознавая это, приводит пациента к мнению о том, что ему требуется услуга платного характера. Нередко, что предоставление такой услуги тут же оказывается возможным на месте обследования (без очереди).  Таким образом, медицинский персонал продвигает оплату не только дополнительных, но и бесплатных услуг.

В зависимости от степени заинтересованности сторон, споры могут быть судебными и внесудебными.

К примеру, спор, где для определения виновности необходимо проводить экспертизу, лучше переносить в суд. В таком случае, экспертная оценка будет подкрепляться судебной позицией, а эксперт будет связан обязательностью дачи заведомо честного заключения (ст. 307 УК РФ). 

 

Исковая давность по медицинским спорам

Срок исковой давности представляет из себя правило (принцип), определяющее право лица на возможное обращение с исковым требованием к другому лицу, в течение определенного времени, при условии установления факта нарушения его прав. Действующим гражданским законодательством, устанавливающим сроки давности, такие сроки делятся на общие и специальные.

Как правило, до того, как спор перейдет в русло судебного разбирательства, необходимо понимать, что при разрешении медицинских споров, в особенности, если они связаны с непосредственным причинением вреда здоровья со стороны медицинской организации, применяются специальные сроки исковой давности.

В частности, если речь идет о споре, основанием к которому стали обстоятельства, указанные в ст. 208 ГК РФ, то здесь сроки исковой давности – пожизненные. Однако, не стоит забывать, что в случае, если факт нарушения прав гражданина по указанным обстоятельствам будет установлен спустя 3 лет, то требования по иску будут взысканы за последствия, которые действовали последние три года (абз. 4 ст. 208 ГК РФ). Также не распространяется срок исковой давности, при условии, если вред, который был причинен медицинской организацией, является моральным.

К отношениям, вытекающим из спорных ситуаций о медицинских услугах применяется общий срок давности -  три года. По общему правилу, течение такого срока начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, однако, учитывая специфику данных споров, начало течения может быть разным. 

К примеру, если речь идет о некачественности услуги, то здесь суд, в силу положений ст. 783 и 725 ГК РФ, вправе применить срок – 1 год (решение Новосибирского областного суда в апелляционном определении от 28 мая 2019 г. по делу № 33-4947/2019). Если же такое требование основано на положениях Закона о защите прав потребителей, то течение срока начинается с момента обнаружения недостатков такой услуги и оканчивается через 2 года (ч.3 ст.29 Закона). Так, одна из судебных инстанций г. Москвы обосновала вынесенное решение именно тем, что здесь необходимо было учитывать течение гарантийного срока, а при отсутствии такового - разумный срок, в пределах двух лет со дня оказания услуги. Решение Тверского суда г. Москвы от 4 февраля 2020 г. по делу № 2-359/2020).

Таким образом, мы видим, что в зависимости от объекта, предмета правового регулирования, определяемого сторонами, и особенностей отношений, сроки исковой давности могут быть различными.

 

Особенности медицинских споров

  1. Разрешение таких споров требует специальных познаний, следовательно, оценивая свои перспективы в таком споре необходимо понимать, что скорее всего, если только речь не идет о прямом нарушении условий договора, по делу будет назначена экспертиза.
  2. В спорах подобного рода затрагиваются такие аспекты трудовой деятельности, как медицинское обслуживание населения.
  3. В медицинских спорах применяются специальные сроки исковой давности, в некоторых случаях они бессрочные.
  4. Субъектами споров могут быть как врачи и медицинские учреждения, так и органы управления системой здравоохранения (Красный крест, ОМС, минздрав, и др.).

5 Субъектом такого медицинского спора могут быть не только непосредственно пациенты, но и наследники на праве правопреемства (невозможности исполнять обязанности участника отношений), или в случае, если пациент скончался.

  1. Решения, принимаемые по существу разрешения медицинского спора, де-факто, являются прецедентом и значительно влияют на качество оказываемых медицинских услуг.
  2. Такие споры рассматриваются только судами общей юрисдикции, и только на районном уровне.   

 

Помощь и услуги юриста по медицинским спорам

 

Процесс разрешения медицинских споров, в первую по причине того, что здесь необходимы глубокие познания в вопросах предоставления медицинской помощи, представляется очень сложным с точки зрения его построения и реализации. Более того, несмотря на то, что большинство вопросов, связанных с оказанием таких услуг (в силу того, что врачи не имеют право осуществлять свою деятельность подпольно) как правило уже находится под неусыпным контролем достаточно большого количества государственных и муниципальных органов, их деятельность не позволяет в полной мере оградить граждан от негативных ситуаций. Именно поэтому, когда речь идет о разрешении споров, связанных с медицинской помощью, необходимо обращаться за профессиональной помощью к юристам. 

Юрист, в первую очередь, поможет вам понять – имеете ли вы права предъявлять свои претензии к иным сторонам, а также, учитывая особенности конкретных отношений и сложившихся условий, есть ли необходимость в обращении в суд. Если же спора не избежать, или он становится единственным способом разрешения возникшей ситуации, юрист поможет вам грамотно написать исковое заявление или составить отзыв. В случае необходимости участия, юридическая помощь будет оказана и в суде. На данной стадии гражданам крайне сложно ориентироваться в особенностях судопроизводства, и большинство ошибок допускается теми участниками, которые пытаются отстаивать свои интересы самостоятельно. В этой связи, нельзя недооценивать силу юридической помощи по причине того, что в ей основу заложены многочисленные познания о судебной практике и логике принятия судебных решений.