Звонок бесплатный

8 (800) 301-42-20

Налоговые споры

К налоговым спорам относят разногласия, возникшие между налоговыми агентами (налогоплательщиками) и государством в лице налоговых органов на фоне нарушений действующего законодательства, регулирующего порядок уплаты налогов. Более детальное понимание налогового спора приведено в одном из нормативных источников, который устанавливает не только меры по предотвращению такого спора, но и определяет последствия его разрешения (или не разрешения) - Приказ ФНС России от 25.11.2020 № СД-7-9/848 «Об утверждении Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 23.01.2018 № ММВ-7-9/36».

Как правило, споры делятся на судебные и досудебные, при этом существо именно налогового спора заключается в том, что речь идет о праве (обязанности) государства предъявлять требования (претензии) к налогоплательщикам по части недоначисления налоговых выплат, и при условии несогласия с выдвинутой позицией, взыскивать налоги в принудительном порядке. При этом налогоплательщик имеет возможность обжаловать действия налогового органа в досудебном или судебном порядке.

Между тем, как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» судебная практика разрешения налоговых споров берет свое начало в предположении о вероятности добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса). Из этого следует, что налоговый агент, априори, действует добросовестно, а уже при условии наличия оснований (не предубеждений), ему может быть предъявлена претензия со стороны налоговых органов, и, если в ходе её проверки будет установлено нарушение, указанная претензия станет причиной для применения административных санкций. В связи с этим споры всегда возникают там, где указанная презумпция имеет основания для опровержения со стороны налоговых органов. 

Причины возникновения налоговых споров

К основным причинам возникновения налоговых споров следует отнести следующие:

1) Неуплата налогов в установленном законом порядке;

2) Недоначисление налоговой (долговой) нагрузки;

3) Нарушение требований налогового законодательства, выразившееся в невыполнении требований налоговой службы (непредставление сведений, сокрытие данных, и др.);

4) Вынесение неправомерных актов со стороны налоговой службы;

5) Обжалование решений налоговых органов по части привлечения налоговых агентов к административной ответственности;

6) Бездействие налогового органа по части невозврата излишне уплаченных налогов;

7) Привлечение к ответственности, примененной налоговым органом по отношению к налоговому агенту по причине несвоевременно сданной налоговой декларации; 

Участники налоговых споров

Стороной в налоговом споре может выступать по сути любое, зарегистрированное в установленном порядке юридическое или физическое лицо, при условии, что такая регистрация имеет место в налоговых органах. участник правоотношений. В частности, к таковым можно отнести не только юридических или физических лиц, но и само государство, его регионы, муниципальные образования, иностранные государства и даже международные организации. Что характерно, что в отношении последних правила налогового оборота могут меняться в зависимости от их статуса и организационно-правовой формы.

Вместе с тем, в законе установлен круг лиц, который образует обстоятельства вступления в налоговые отношения, поэтому их статус имеет следующее обозначение: 

1) организации и физические лица, которые в порядке, установленным действующим налоговым законодательством, зарегистрированы в качестве следующих субъектов: плательщики страховых взносов, налогоплательщики, плательщики сборов (налогоплательщики). Их права отражены в ст. 21 НК РФ, и подчеркивают в первую очередь то, что указанный субъект налоговых отношений (споров) является их основным субъектом. 

2) организации и физические лица, которые в порядке, установленным действующим налоговым законодательством, зарегистрированы в качестве налоговых агентов. Их функциональное отражение указано в ст. 24 НК РФ, где в частности говорится, что к таковым относятся лица, обязанные в силу положений НК РФ производить удержание и начисление налогов, а также их перечисление в бюджет страны.

3) органы налогового контроля (исполнительный орган федерального уровня, уполномоченный осуществлять производство по делам о налоговых сборах, и подчиненные ему территориальные органы). К таковым относится Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая имеет достаточно развитую территориальную разветвленность, и их деятельность определяется одними и теми же нормативными актами. Основная функция таких субъектов – это контроль (не путать с надзором со стороны иных органов: прокуратура, органы следствия, полиция и др.) за действиями иных участников налоговых отношений, а также фиксация выявленных нарушений и принятие по ним мер. Данный субъект, в настоящее время, обладает достаточно серьезными полномочиями и в определенном смысле может отказывать мощное административное легитимное давление на участников налоговых отношений. Как правило, именно действия данного субъекта приводят к возникновению налогового спора.

4) органы таможенного контроля (исполнительный орган федерального уровня, уполномоченный осуществлять производство по таможенным делам, и подчиненные ему территориальные органы);

5) Взаимозависимые лица – это лица, деятельность которых находится (постоянно или временно) во взаимосвязи с налогоплательщиком (ст. 20 НК РФ). По сути речь идет об аффилированном агенте.  

Виды налоговых споров

Разновидность налоговых споров — вопрос скорее научного толкования, и все же общую массу таких споров логично поделить на те, что возникают по следующим причинам:

- спор, инициированный конкретной стороной. Такой вид спора называется «в зависимости от вида нарушения» и причастности к его разрешению той или иной стороны (налоговый агент, налогоплательщик, третье лицо, взаимозависимое лицо, и др.).

- спор, определенный предметом обжалования. К числу таковых можно отнести: споры, вытекающие из недобросовестного поведения налогового агента или налогоплательщика (взыскание фискальных платежей, нарушений требований по сдаче декларации, налоговые правонарушения (КоАП РФ, УК РФ); 

- спор, обусловленный содержанием требований. В таком случае необходимо обращать внимание на требование, которое содержится в выдвинутой претензии.

- спор, обусловленный порядком рассмотрения. Судебные и досудебные (внесудебные). Здесь очень важно знать, что с 2014 года были приняты и ныне действуют изменения в налоговое законодательство, которыми установлен обязательный порядок досудебного урегулирования по всем налоговым спорам без исключения. С 2016 года права налогоплательщиков в этом вопросе значительно расширены.   

Порядок урегулирования налоговых споров в суде

Правильность разрешения любого спора зависит от правильности оценки сложившихся отношений и степени противоречий, образовавшихся на стадии их (отношений) развития. К примеру, обращаясь к юристам, вам необходимо наиболее детально изложить ситуацию, чтобы он правильно понимал уровень сложившейся проблемы. Ни каждый раз необходимо идти в суд, чтобы добиться нужного результата, но, если этого не избежать вопрос судебного разрешения спора имеет как свои плюсы, так и минусы.

В первую очередь следует понимать, что разрешение налогового спора в суде сводится к обжалованию действия представителей налоговой службы, а также решений, выносимых по фактам проведения налоговой проверки. Право на обращение в суд установлено в статье 138 НК РФ. При этом, основными источниками, которыми следует руководствоваться в данной ситуации будут: Налоговый кодекс РФ, Арбитражный процессуальный Кодекс РФ, и иные нормативные источники, которыми регулируется порядок разрешения таких споров, а также правовые позиции, изложенные в решениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Это говорит о том, что для найма юристов в этом деле вам необходимо искать специалиста, ориентирующегося сразу же в нескольких отраслях права. 

Нельзя забывать, что судебное решение – это акт, который достаточно серьезно может повлиять на исход сложившихся отношений в дальнейшем. Для примера, при условии вступления в законную силу конкретного решения, установленные данным решением обстоятельства уже не обязательно доказывать в дальнейшем. Это с одной стороны, облегчает позицию налогоплательщика в вопросах правовой защиты, но, если решение будет принято не в его пользу, может серьезно усугубить сложившееся положение.

В судебном споре, вы вправе снизить размер наложенных на вас санкций со стороны налоговой, либо вообще признать их неправомерными или излишне начисленными в силу несоответствия требованиям закона.

Налогоплательщик вправе обращаться в суд в следующих случаях:

- акт, вынесенный налоговыми органами, противоречит требованиям действующего законодательства;

- действия налоговых органов нарушают права налогоплательщиков при осуществлении экономической деятельности;

- возложение на налогоплательщиков обязанностей, не предусмотренных НК РФ.

В свою очередь, судебный порядок разрешения налогового спора состоит из следующих этапов:

- направление жалобы (обращения) в налоговый орган по части несогласия с его действиями и получение решения о принятии мер по этой жалобе – соблюдение досудебного порядка;

- составление и подача в суд искового заявления (заявления об обжаловании действий, решений налоговой службы);

- судебное производство по делу (в порядке АПК РФ, НК РФ); 

- вынесение решения и его вступление в законную силу (как правило последнее является ключевым в вопросе разрешения налогового спора, поскольку только после вступления решения в законную силу снимаются все ограничения, наложенный ФНС).

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет из себя процесс рассмотрения обращений в налоговые органы по причине установления фактов незаконных действий, бездействий со стороны её представителей (внутриведомственное рассмотрение).

Порядок разрешения налоговых споров на указанной стадии регулируется статьями 137 и 138 НК РФ, а также специальным актом - Приказ ФНС России от 25.11.2020 № СД-7-9/848 «Об утверждении Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 23.01.2018 № ММВ-7-9/36». К этим же источникам следует добавить Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», а также разъяснения, которые даются представителями налоговой службы в установленном порядке.

На стадии досудебного урегулирования у субъектов налогового спора возникает право на следующие действия: 

- выражение несогласия с действиями представителей налоговой службы (прошение о признании акта налоговой проверки, или выполнение конкретного действия, несправедливыми (незаконными);

- подать жалобу на решение о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения;

- подать обращение о признании действий должностных лиц налогового органа неправомерными (наложение штрафа, принятие штрафных мер в отношении имущества).

Несмотря на то, что именно судебное урегулирование спора признается наиболее эффективным, досудебное урегулирование налоговых споров, при условии, что Вы правильно оценили риски дальнейшего развития сложившихся отношений крайне оперативный и действенный метод разрешения конфликтов. Если в отношении вас уже применены какие-либо санкции, но нельзя тянуть и пытаться решить данный вопрос самостоятельно, следует составить и направить обращение, где будут отражены те моменты, с которыми вы выражаете несогласие. Нельзя забывать, даже если вам отказывают в досудебном урегулировании, необходимо получить ответ от налоговой службы в письменном виде. Более того, после проведения поверки и вынесения итогового акта, необходимо написать заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки. В заявлении необходимо указать, что материалы должны быть вам предоставлены в надлежащем виде (прошиты и пронумерованы). Это важно с той точки зрения, что жалоба, подается в (через) тот орган, чьи действия обжалуются, а следовательно, у вас на руках, к моменту обращения в вышестоящий орган, должны находится неопровержимые доказательства вашей позиции.

Помощь и услуги юриста по налоговым спорам

Процесс разрешения налоговых споров, в первую по причине того, что здесь необходимы глубокие познания процессуальных и материальных норм налогового законодательства, представляется очень сложным с точки зрения его построения и реализации. Более того, несмотря на то, что большинство вопросов, связанных с уплатой налогов, является предметов государственного регулирования, и соответственно инициируется налоговой службой, деятельность указанного органа не позволяет в полной мере оградить субъектов налоговых отношений от возникающих с данным вопросом негативных ситуаций. Именно поэтому, когда речь идет о разрешении споров, связанных с действиями налоговой службы, необходимо обращаться за профессиональной помощью к юристам. 

Юрист, в первую очередь, поможет вам понять – имеете ли вы право обжаловать действия налогового органа с точки зрения правомерности его действий, а также, учитывая особенности конкретных отношений и сложившихся условий, есть ли необходимость обращаться сразу же в суд. Если же спора не избежать, или он становится единственным способом разрешения возникшей ситуации, юрист поможет вам грамотно написать заявление (жалобу) или составить отзыв. В случае необходимости участия, юридическая помощь будет оказана и в суде. На данной стадии гражданам крайне сложно ориентироваться в особенностях судопроизводства, и большинство ошибок допускается теми участниками, которые пытаются отстаивать свои интересы самостоятельно. В этой связи, нельзя недооценивать силу юридической помощи по причине того, что в ей основу заложены многочисленные познания о судебной практике и логике принятия судебных решений, затрагивающих именно вопросы осуществления налоговой деятельности.