Звонок бесплатный

8 (800) 301-42-20

Протокол об административном правонарушении

В соответствии с требованиями действующего законодательства, протокол об административном правонарушении (далее по тексту – Протокол) представляет из себя процессуальный акт (документ), которым, в первую очередь, фиксируется факт административного правонарушения. Во-вторых, этим актом подтверждается наступление одной из стадий административного производства.

В статье 28.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ указано, что Протокол может быть составлен разными должностными лицами, или органами (учреждениями), при условии, что специфика того или иного правонарушения позволяет принимать такие решения. По сути, Протокол, а точнее его составление – это фаза принятия решения, которым административное производство может начинаться или заканчиваться. Более того, данный документ может выполнять роль промежуточного акта, которым, к примеру, могут устанавливаться обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, при условии, что в дальнейшем такое производство будет продолжено.

В Протоколе в обязательном порядке должны быть указаны: время и место его составления, данные о лице, которое его составило (должность, звание, фамилия имя отчество, и др.), а также данные о лице – нарушителе, сведения об иных фигурантах административного производства (свидетелях и потерпевших, экспертах), место и время совершения административного правонарушения (при условии его установления), а также нормы действующего законодательства, определяющие состав такого правонарушения. Кроме этого, в Протоколе должны быть отражены пояснения всех участников, и при условии, если сам участник не обладает достаточной дееспособностью (деликтоспособностью) пояснения законного представителя. Отсутствие в Протоколе указанных сведений могут служить основанием для признания его незаконным.

Права при составлении протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении, лицам, в чьих действия усматриваются признаки административного правонарушения, необходимо разъяснить права и обязанности. Об этом в обязательном порядке делается запись в Протоколе. Как правило, перечень прав и обязанностей уже прописан в тексте формы протокола, и соответственно ознакомиться с их содержанием можно в момент его составления, однако, нельзя забывать, что предоставление информации о содержании прав и обязанностей должно осуществляться на самой ранней (фактической) стадии административного производства, а точнее, до того, как он будет составлен и уж тем более до момента его подписания. Важно знать, что перед тем, как составить столь важный акт, правоустанавливающий действительность тех или иных обстоятельств, сотрудник обязан получить первичные объяснения от всех участников (очевидцев), а также иные сведения (произвести замеры, сфотографировать проезжую часть, получить информацию о наличии страхового полиса, и др.), и уже после этого приступать к составлению Протокола. Данный порядок логично проистекает из обязанности должностных лиц и органов принимать законные решения после того как проведено разбирательство.

Для примера, гражданин совершил ДТП, который, вне зависимости от того согласен он с тем, что вина в данном происшествии лежит только на нем или нет, автоматически становится участником административного производства. Учитывая то, что граждане в большинстве случаев слабо ориентируются в тех нормах права, которыми регулируется порядок административного производства, вряд ли они смогут на месте определить правильность своей позиции по возникшим обстоятельствам. Некоторые думают, что если они сразу же первыми начнут рассказывать про обстоятельства происшествия, то смогут убедить сотрудника в своей правоте. Это не так. Как правило, сотрудникам ГИБДД важно быстро и по возможности без последствий вынести решение, а также сделать так, чтобы потом, при его обжаловании, его не признали незаконным. Поэтому, он будет всячески убеждать вас в том, чтобы вы дали пояснения на месте, и уж тем более подписали их. И именно в этот момент, необходимо разъяснять права, при этом делать это надо предметно, с указанием на конкретные нормы, и последствия. Однако, на практике, это вопрос реализуется по-другому: сотрудник просит вас дать пояснения, потом подписать протокол, а уже потом, когда вы подписываете его резолютивную часть, говорит о том, что следует подписать и там, где стоит ссылка на разъяснение вам прав и обязанностей. При этом всегда делается акцент на якобы «формальности» этих установок, и том, что их разъяснения ни на что не повлияют. Между тем, такой подход лишает вас возможности контролировать ход производства и, что самое главное, законно вмешиваться в том случае, если его уклон носит правонарушающий характер.

К числу основных прав, которые подлежат разъяснению относятся:

1) Право «не свидетельствовать против себя». Эта позиция обусловлена тем, что в соответствии с положениями ст. 51 Конституции РФ, никто не вправе обязать человека давать показания или объяснения против его воли. В свою очередь, любое лицо, привлекаемое к ответственности, может отказаться от дачи пояснения без указания каких-либо причин. Очень часто бывает, когда застигнутый на месте совершения административного происшествия гражданин сразу же начинает рассказывать об обстоятельствах происшествия, и одновременно с этим разъяснять свою роль в этом происшествии, не задумываясь на тем, что такие пояснения могут играть ключевую роль при вынесении итогового решения. Важно знать, что разъяснение (доведение до сведения гражданина) «права на молчание» должно производится до того, как должностное лицо приступит к опросу, и уж тем более не после того, как данный протокол будет подписан. Разъяснение прав в части свидетельствования против самого себя должно осуществляться должностным лицом до того, как он примет решение о начале опроса потенциального нарушителя. В текущей практике, должностные лица нередко отходят от установленного принципа, склоняя участников к тому, чтобы они не обращали внимание на наличие в Протоколе упоминаний об их правах. Поэтому нельзя забывать, что право «хранить молчание» одно из важнейших.

2) Право на ознакомление с содержанием протокола. На практике, граждане крайне редко знакомятся с содержанием протокола об административном правонарушении, допуская, что данный момент не имеет принципиального значения. Однако, не учитывая логику правила «подпись – это продолжение руки», они забывают, что внесение и удостоверение с вашей стороны любых сведений, впоследствии может серьезно сказаться на положении участника происшествия. Право на ознакомление с текстом протокола позволяет участникам удостовериться в том, что: он составлен уполномоченным лицом; в самом протоколе отражены все необходимые сведения, которые по вашему мнению позволяют прийти к выводу о реальности фиксируемых обстоятельств; должностное лицо, ответственное за его составление внесло необходимые замечания, либо вы вправе сделать это лично; правильно ли указана норма (статья) вменяемого состава правонарушения, и др.

3) Право на внесение замечание на порядок составления протокола, а также его содержание (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ). Одной из гарантий того, что Протокол составлен правильно является право граждан вносить в его содержание замечаний. Для этого в Протоколе, как правило, имеется отдельная графа. Здесь участник производства имеет возможность самостоятельно (своей рукой) вписать то, что, по его мнению, доказывает неправомерность вынесенного решения, или указать на обстоятельства, имеющие значение для вопросов, разрешаемых в порядке административного производства. Реализуя данное право на практике, нельзя забывать, что не следует портить акт, или вносить туда то, что не относится к обстоятельствам административного производства. Необходимо помнить, что если лицо, в отношении которого велось административное производство, будучи извещенным о месте и времени составления протокола, не явится для его подписания, такой Протокол может быть составлен без его присутствия.

4) Отказ от подписания Протокола. Подписание протокола, и соответственно личное заверение того, что в нем содержится – право, а не обязанность участника. Если должностное лицо не реагирует на ваши замечания по части составления протокола (разъяснения ваших прав) или отказывается предоставить Протокол для ознакомления, логично отказаться от его подписания и сразу же написать жалобу, не дожидаясь того, когда последствия действия такого Протокола скажутся на положении субъекта отношений. В практике отказ от подписи не относится к признанию вины и уже тем более не образует в действиях лица состав правонарушения, поэтому, не надо слушать тех, кто пытается вас убедить в неправомерности таких действий.

Должностные лица, составляющие протокол об административном правонарушении

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять Протокол отражен в ст. 28.3 КоАП РФ, является исчерпывающим и не может подвергаться изменениям не иначе как в порядке изменения закона.

В частности, к их числу относятся:

- сотрудники полиции;

- должностные лица органов, в чьи полномочия входит контроль за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и иностранных;

- должностные лица, специализирующиеся на деятельности инагентов;

- представители налоговых органов;

- представители МЧС;

- должностные лица, контролирующие аспект регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- должностные лица, выполняющие контроль за проведением сделок с недвижимым имуществом;

- должностные лица, деятельность которых связана с оценкой действий, совершаемых арбитражными управляющими;

- представители пограничного, таможенного и экспертного контроля, и др.

Полномочия на составление протокола определяются исходя из специфики деятельности контролирующего органа. К примеру, по правонарушениям, проистекающим из необходимости граждан и юридических лиц соблюдать правила дорожного движения, административные акты могут составляться только должностными лицами или органами ГИБДД. Сотрудник полиции, относящийся к иной службе структуры МВД РФ, такой протокол составлять не имеет права.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола состоит из следующих стадий:

- установление факта правонарушения, а также причастных к его совершению лиц. Как правило это выражается в исследовании обстоятельств и оценке выявленных обстоятельств (административное расследование). В ходе чего определяется должностное лицо или орган, которые уполномочены принимать решения о привлечении к административной ответственности;

- принятие решения о виновности лиц и их наказании;

- фактическое оформление результатов административного производства:

а) составление протокола;

б) ознакомление с его содержанием заинтересованных лиц;

в) разъяснение прав и обязанностей;

г) утверждение протокола путем подписания;

д) передача протокола для исполнения.

Место составления протокола об административном правонарушении

По общему правилу, местом составления Протокола может быть:

- место совершения правонарушения, при условии, что не требуется проведение административного расследования;

- место проведения административного расследования (адрес расположения органа или должностного лица, уполномоченного его проводить);

- место жительства (нахождения) виновного лица, при условии невозможности его передвижения;

- место разрешения административного спора (проведение эксперимента, и др.).

Сроки (время) составления протокола об административном правонарушении

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ Протокол должен составляться сразу же после выявления факта правонарушения. В случае, если требуется проведение дополнительных проверочных действий, данный может быть составлен по истечении трех суток.

Во всех остальных случаях, сроки составления Протокола поставлены в зависимость от сроков проведения расследований (ст. 28.7 КоАП РФ).

Помощь юриста при составлении протокола об административном правонарушении

Составление любого итогового документа требует не просто времени и знаний, но и четкого понимания того, какую именно роль в дальнейшем будет играть данный документ. Между тем, административное производство является одним из самых сложных с точки зрения учета всевозможных процессуальных нюансов, а также с точки зрения того, что здесь гражданину или юридическому лицу противостоит государство. Именно поэтому, когда речь идет о составлении Протокола, следует обращаться за юридической помощью. Дело в том, что административное законодательство не исключает применения к виновнику иных мер, в том числе и материального характер поэтому именно о разрешения административного зависит очень многое. Юрист поможет вам в первую очередь тем, что разъяснит вам ваши права, а также сможет проследить за тем, чтобы они были эффективно реализованы. Также, юрист поможет вам грамотно выстроить позицию в ходе производства, если вы выступаете в качестве ответчика или нарушителя. В случае необходимости участия, юридическая помощь будет оказана и в суде. Более того, нельзя недооценивать силу юридической помощи по причине того, что в ей основу заложены многочисленные познания о судебной практике и логике принятия судебных решений.