Звонок бесплатный

8 (800) 301-42-20

Жалобы в жилищную инспекцию

Подача жалобы или обжалование решений (действий или бездействия) в настоящее время представляет из себя наиболее эффективное средство воздействия на органы государственной или муниципальной власти, а также правовой защиты при различных жизненных ситуациях. К примеру, ранее, граждане на осознавали всей силы такого способа борьбы с представителями административного аппарата, и не зная свои прав, обращались в правоохранительные органы либо устно (по телефону), либо ограничивались выслушиванием обещаний со стороны. 

Между тем, эффективность и правомерность использования такого средства обусловлено требованиями ст.33 Конституции РФ, где разъясняется, что граждане вправе подавать как личные, так и коллективные обращения в органы государственной власти или местного самоуправления. В свою очередь наиболее детально данное конституционное право отражено в положениях Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), где тому же понятию «жалоба» дается вполне конкретное обозначение. В частности, жалобой, в соответствии со ст. 4 настоящего Закона предлагается считать просьбу гражданина о необходимости его правовой защиты, либо иных лиц. В таком случае, логично признать жалобу видом обращения, а конкретно прошением о восстановлении его нарушенных прав.

 

Государственная жилищная инспекция: полномочия, задачи, спектр действия

В настоящее время, общее количество жалоб по делам, связанным с вопросами управления многоэтажными домами постоянно растет. При этом в число таких вопросов неизменно входят: действия ТСЖ и управляющих компаний; ценовые тарифы на оказание услуг ЖКХ, а также действия иных жильцов, старающихся извлечь из своего положения наибольшую выгоду. Направляются такие жалобы в первую очередь в государственную жилищную инспекцию – исполнительный орган (ГЖИ), специально созданный в каждом субъекте (регионе) для решения вопросов, связанных с надлежащей эксплуатацией жилых помещений (домов) со стороны граждан, а также обслуживающих организаций. 

Основной задачей ГЖИ является контроль за соблюдением жилищного законодательства, а также иных источников, регулирующих аспекты энергосбережении и модернизации. Кроме этого, на ГЖИ возлагается обязанность проведения проверок по жалобам граждан и организаций, которые касаются создания управляющей компании, её функционирование, деятельность ТСЖ и жилищных кооперативов. ГЖИ обязано вести учет начисления средств по линии ЖКХ, и при условии несоблюдения установленных правил, направлять в адрес виновных предписания, а также привлекать их к ответственности.

Полномочия ГЖИ достаточны широки, и она может проверить достаточно большое количество организаций (начиная от управляющих компаний и заканчивая обществом ТСЖ). В её обязанности входит контроль за тем, что до граждан была доведена важнейшая информация, непосредственно влияющая на их социальное или правовое положение при управлении жилим имуществом.

При этом, ГЖИ не вправе проводить проверочные мероприятия, направленные на проверку финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖСК.

 

Причины (основания) для подачи жалобы в жилищную инспекцию

К числу основных причин подачи жалоб в ГЖИ стоит отнести следующие (ст. 20 Жилищного Кодекса РФ):

  1. несоблюдение технических требований производства ремонта, содержания, а также эксплуатации жилых помещений в многоквартирных домах, а также норм обеспечения коммунальными услугами. В перечень всевозможных нарушений могут входить:

- неработающий лифт;

- разбитые лампочки;

-  не производится уборка помещений общего пользования;

- курение в подъездах;

- слабый напор горячей или холодной воды;

- не работает канализация (посторонние запахи), и др. 

2) качество работы приборов учета коммунальных услуг;

3) качественно-количественные показатели размеров платы за услуги ЖКХ (при условии, что вы не согласны с установленными тарифами, либо вам удалось установить причины недоначислений иным плательщикам) 

4) вопросы обслуживания со стороны организаций, а также их правовое положение;

5) объемы и качество информации, предоставляемой жильцам со стороны ТСЖ и УК; 

6) порядок использования жилых помещений и помещений общего пользования; 

7) управление многоэтажными домами;

8) перевод из жилого в нежилое и наоброт;

9) аварийное состояние дома или жилого помещения.

 

Порядок составления и направления жалобы в ГЖИ

При направлении жалобы вам необходимо помнить, что её составление требует фиксации определенного нарушения. То есть, для того, чтобы указать на факт нарушения ваших прав, вам необходимо убедиться в том, а действительно ли имело место нарушение вообще. В практике оценки таких жалоб не так уж и редки случаи, когда жильцы намеренно тревожат своим вниманием, не понимая, чего именно они хотят, и что именно нужно им следует требовать. Безусловно, что здесь необходимо получить консультацию у юриста, который подскажет вам куда именно расставить акценты, а также поможет вам написать (составить) обращение.

Помните, что обращение всегда должно быть письменным, в противном случае про вас просто могут забыть. Составив жалобу вам необходимо доставить её по адресу ГЖИ, или направить почтой. К примеру, в г. Москва действуют ряд сервисов, благодаря которым такое обращение можно направить в электронной форме, однако, не стоит спешить прибегать к данным услугам по следующим причинам. 

Во–первых, направляя электронное обращение, вам необходимо делать это с конкретного (вашего) адреса, иначе впоследствии вам придется доказывать, что направление обращения было произведено именно вами. Это вопрос не раз уже возникал в судах, и в ряде случаев, суд фиксировал нарушение того порядка, который предусмотрен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Во-вторых, письменное обращение и отметка на нем, позволяют вам иметь документальную форму отчетности при необходимости её предоставления в том же суде или прокуратуре. 

В-третьих, электронное обращение, на некоторых ресурсах, имеет ограниченную форму изложения жалобы (обращения), что не позволяет вам описать всю ситуацию подробно, и самое главное, сослаться на те источники права, которые по мнению вашего юриста здесь имеют место для применения в полной мере. Согласитесь, ну глупо ссылаться на только на нормы закона, при условии, что речь идет о подзаконной основе регулирования таких вещей, как: цены на ЖКХ, услуги УК и др.

В-четвертых, для направления жалобы в электронном виде, вам необходимо будет, либо авторизироваться на официальном сайте, либо подписать свое обращение специальной электронной подписью (ЭЦП).

Если все-таки составили жалобу в письменном виде, необходимо направить её по почте заказным письмом с уведомлением, предварительно составив на почте опись всех документов (чек и отчетный документ (копия описи)), либо отвезти (направить через представителя) в ГЖИ лично. При передаче убедитесь: тот ли это орган (при современном бюрократическом подходе названия органов, а также разветвленности их структуры можно и запутаться), поставили ли вам отметку на втором экземпляре жалобы (обращения), его нужно сохранить для отчетности. Кроме этого, следует учесть, что срок рассмотрения обращения в ГЖИ составляет не более 30 суток с момента его регистрации. Данный срок может быть продлен до 60 суток, при условии, что для разрешения вашей жалобы по существу необходимо совершить дополнительные действия: запросить документы, опросить лиц, и др.    

 

Порядок (основания) направления и форма жалобы в жилищную инспекцию на действия (управляющей компании, общества ТСЖ, соседей и иных субъектов жилищных отношений)

Вне зависимости от того, кто именно является объектом вашей жалобы (соседи, управляющая компания, ТСЖ), а также вне зависимости от предмета обжалования (завышенный тариф, действия соседей, нарушение составления протокола общим собранием жильцов, и др.) такое обращение должно составляться в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Аналогичная рекомендация содержится и нас сайте Московской жилищной инспекции, где в частности, на это правило обращается боле предметное внимание. 

Жалоба в любом случае пишется на начальника Мосжилинспекции (Адрес: 129090, Москва, просп. Мира, д. 19), где среди прочего указывается адрес расположения жилищного органа. 

Требования к написанию жалобы таковы:

- при обращении необходимо в обязательном порядке: указывать наименование органа, или должностного лица (пр., начальнику Московской жилищной инспекции, главному инспектору - Качалову В.А.). Указывать и то и другое не обязательно, однако акцентирование внимания на конкретном отделе инспекции, если вам уже известна его специализация очень даже поможет в рассмотрении обращения. При этом не будет лишним при заполнении данных адресата указать его полные данные: Фамилию, Имя, Отчество, номера телефонов, и др.; 

- необходимо сообщать точно данные о себе, при этом рекомендуется указывать не только «Имя, Фамилия и Отчество», но и адрес (по которому необходимо будет направить ответ), а также паспортные данные, при условии, что инспекция захочет, к примеру, проверить действительность вашего проживания в конкретном доме. Анонимные жалобы и обращения не рассматриваются. Здесь же следует указать адрес своей электронной почты или телефона. Это позволит контактировать с инспекцией более плотно, если вдруг у её сотрудников появятся вопросы; 

- для подтверждения предметности и обоснованности обращения к жалобе необходимо приложить копии документов, которые по вашему мнению доказывают правоту избранной позиции. Прилагать можно и копии, но, если у вас потребуют оригиналы документов, вам придется предоставить им лично, либо заручиться помощью нотариуса. 

- в случае направления обращения в электронной форме, заявителю необходимо указать адрес своей электронной почты, или любой другой адрес, куда может быть направлен ответ по данному обращению. К таковому можно отнести и адрес уникального идентификатора. Если адрес будет другой следует указать, чтобы на это было обращено внимание в уведомлении. В случае, если обращение будет электронным, вам придется позаботиться о том, чтобы прилагаемые документы были загружены в определенном формате.

Вне зависимости от вида или типа обращения (жалобы) оно подлежит регистрации в течение трех дней, и (или) перенаправлению в компетентный орган. Нельзя забывать, что такое обращение может быть подано в территориальный подведомственный орган, но уполномоченный также рассматривать заявленные требования по существу. Для примера, для Московской жилищной инспекции подведомственной является Инспекция жилищного надзора Восточного административного округа города Москвы (Жилинспекция ВАО), сущность и действия которой помогут вам быстрее разобраться в сложившейся ситуации. 

Для конкретизации причин подачи жалобы необходимо указывать какие именно действия, или бездействия стали причиной обращения. Если это действия соседей, необходимо указать их данные, при невозможности сделать это, следует сообщить номер квартиры, из которой, для примера, постоянно слышится громкий звук. Если речь идет о нарушении требований жилищного законодательства со стороны УК, то следует четко, сославшись на номы права пояснить, в чем состоит их нарушение, и каким образом это затрагивает ваше положение. При условии, что вам обнаружен факт переплат, вам следует предоставить документы, которые подтверждают ваши расчеты. В любом случае, жалоба должна быть обоснованной и содержат ссылки на конкретные нормы.

Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем, либо его представителем. В случае, если жалоба написана и подается представителем необходимо подтверждать его полномочия.

 

Коллективная жалоба в жилищную инспекцию

Коллективная жалоба (коллективное обращение) подается в том же порядке, что и индивидуальное, за одним лишь исключением, что при её подаче необходимо обязательно указать адрес, куда необходимо будет направить ответ по нему. Коллективное обращение должно быть подписан всеми заявителями. Обычно такие жалобы подаются для усиления эффекта рассмотрения, но это не значит, что это увеличивает сроки рассмотрения, либо делегирует какие-либо другие преференции порядка обращений. 

 

Жалоба в прокуратуру на бездействие жилищной инспекции

Исходя из практики рассмотрения жалоб по вопросам жилищного законодательства, обращаться в прокуратуру следует только тогда, когда затронут именно финансовый вопрос, или речь идет о грубом нарушении конституционных прав. Специфика работы прокурорских органов такова, что именно эти вопросы могут быть наиболее интересными с точки зрения успешности, а также возможности исследования заявленных обстоятельств с точки зрения обнаружения здесь признаков составов преступления. Поэтому, проконсультируйтесь с юристом перед направлением жалобы, и если вероятность уголовного преследования здесь в перспективе, смело пишите в прокуратуру. Такое обращение направляется в районную или городскую прокуратуру, при этом необходимо указывать в чем именно выразилось бездействие со стороны представителей ГЖИ. Прокуратура рассматривает такие обращения в трех дней, при условии необходимости запроса дополнительных сведений – десяти.

Во всех остальных случаях бездействие жилищной инспекции необходимо обжаловать в суд. Такое обжалование наиболее эффективно, и именно в суде открытое разбирательство позволяет дать честную оценку имеющимся обстоятельствам. 

 

Помощь юриста по жилищным спорам при оформлении жалоб

Вопросы, связанные с действием жилищного законодательства достаточно обширны, и их решение нередко приводит к тому, что простому обывателю сложно определить факт нарушения его прав. Это вызвано тем, что большинство жителей слабо знают свои права и обязанности, а потому не всегда правильно понимают требования действующего законодательство, и при общении с представителями органов государственной власти, отвечающих за надлежащее разрешение этих вопросов, могут быть введены в заблуждение. В этом случае, юрист, в первую очередь, поможет вам понять – имеете ли вы права предъявлять свои претензии к другой стороне, а также, какая именно инспекция вправе разрешить возникшую ситуацию. Если же подачи жалобы не избежать, или это становится единственным способом разрешения возникшей ситуации, юрист поможет вам грамотно написать обращение и расставить в ней все акценты. 

Необходимо помнить, что многое зависит от первичной оценки обстоятельств и позиции государственного органа, поэтому обращаясь к юристам, вам необходимо быть максимально откровенными, и не скрывать обстоятельств дела. Так или иначе, нельзя недооценивать силу юридической помощи по причине того, что в ей основу заложены многочисленные познания о судебной практике и логике принятия судебных решений, затрагивающих в первую очередь вопросы использования своего положения в жилищных отношениях.